Аничков мост. Санкт-Петербург
-
5.08.24
Аничков мост. Санкт-Петербург. В начале 18 века это была окраина города, где находилась пограничная застава: проверяли документы, брали плату (причём, не только деньгами, но и булыжниками, чтобы строить дороги).
По приказу Петра I через Фонтанку появилась деревянная переправа, которая сразу же получила название Аничков мост – в честь инженера-подполковника Михаила Аничкова, чей полк базировался здесь и возводил переезд. Со временем конструкцию сделали разводной, периодически её укрепляя, чтобы, например, провести слонов, подаренных персидским шахом императрице Елизавете Петровне. А уже ближе к 19 веку, когда стали строить однотипные каменные сооружения, решили переделать и Аничков – он стал гранитным. Мост украсили чугунные решётки с мифологическими морскими коньками и русалочками и ещё знаменитые скульптуры коней работы Петра Клодта.
На западной стороне моста поставили композиции «Конь, идущий с юношей» и «Юноша, берущий коня под уздцы». На восточной – временные копии из гипса, впрочем, как только их отливали в бронзе, возникала необходимость преподнести изображение зарубежной монаршей особе: то в подарок прусскому королю (эти лошади и сейчас находятся у ворот дворца в Берлине), то сицилийскому правителю (они по-прежнему стоят напротив главной резиденции в Неаполе). В итоге Пётр Клодт решил не делать копии и продолжил начатую тему «Покорение коня человеком». Так замысел мастера воплотился в ещё двух работах: юноша повержен на землю, конь почти вырвался, и атлет укрощает животное, двумя руками сжимая узду. В начале Великой Отечественной скульптурные группы сняли и спрятали в саду при Дворце пионеров. Но повреждённые пьедесталы и ограждения Аничкова моста стали немыми свидетелями героической обороны Ленинграда, о чём говорит след от снаряда и памятная доска.
Фото: 123rf.com