«Знамя Мира» Рериха
-
22.07.24
В начале 20 века, когда уже было очевидно, что индустриализация приведёт к формированию общества потребления, Николай Рерих (русский художник и общественный деятель) открыто говорил о проблемах культуры и необходимости сохранения мирового достояния. Его идеи нашли воплощение в Договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакте Рериха, который в 1935 году в Вашингтоне торжественно подписали представители 21-й республики американского континента.
Отмечать защищаемые объекты он предложил Знаменем Мира: белый флаг, на нём в центре – три круга в кольце амарантового цвета (яркий пограничный оттенок между красным и розовым). Одни говорили, это – символы прошлого, настоящего и будущего, объединённые вечностью. Другие утверждали, это религия, знание и искусство в окружении культуры. Но всё оказалось ещё интереснее!
«Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, - объяснял Рерих, - то, быть может, он окажется самым распространённым и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что он принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре».
Вот лишь некоторые примеры использования такого Триединства в религиях и культуре народов мира: обозначения были найдены на гончарных орнаментах каменного века и Коптских реликвиях. В этом же перечне знаменитые кавказские клинки, тибетские перстни, щиты крестоносцев и эмблемы тамплиеров. Герб Самарканда и Храм Неба в Китае. Встретите на изображении Страсбургской Мадонны, Христа, Святой Троицы и Преподобного Сергия. Вот почему для Знамени мира был избран знак, прошедший через века – вернее, тысячелетия.
«Могут меняться поколения, - говорил Николай Рерих, - могут создаваться новые отношения и оценки мироздания, но основы Культуры нерушимы, если они заложены любовно».
Фото: icr.su/rus