Картина «Охотники на привале»
-
17.06.24
Главных персонажей художник Василий Перов писал со своих приятелей. Прототипом пожилого охотника явно дворянского происхождения (тот, который слева и с увлечением что-то рассказывает) стал известный московский доктор Кувшинников (он же – герой чеховского рассказа «Попрыгунья»); в центре – мужчина средних лет в русской крестьянской одежде, недоверчивый, с ухмылкой слушающий собеседника (для образа позировал художник-любитель Василий Безсонов); и, наконец, справа – одетый с иголочки (будто не на охоту, а на приятную прогулку) трепетный новичок – тоже общий приятель друзей, Николай Нагорнов (муж Веры Толстой, племянницы великого писателя).
Вот так мастерски нам показывают жизненный цикл: молодость, когда мы всё принимаем за чистую монету, зрелость, когда подвергаем сомнению, и старость, когда вспоминаем и приукрашиваем прошлое.
Василий Перов сам был опытным звероловом и даже публиковал очерки для тематического журнала, поэтому, если присмотреться к деталям, то вырисовывается совсем другая картина. Достаточно обратить внимание на добычу: заяц-русак и рябчик. Первого могли подстрелить только в поле, второго – в лесу, сделать же это одномоментно вряд ли представляется возможным. Или, например, на земле лежит рожок, чтобы собирать гончих в стаю, но их мы не видим, да и ружья на псовой охоте не нужны. Хорошо знакомая художнику незамысловатая мужская трапеза на лоне природы показана с нескрываемой иронией и вызывает в памяти ассоциации с завиральными литературными героями многочисленных охотничьих рассказов.
Фото: rusmuseumvrm.ru