Статуя Давида изначально была испорчена
-
13.05.24
Скульптурное изображение в 1501 году заказала автору гильдия торговцев шерстью – она отвечала за украшение собора Санта-Мария-дель-Фьоре, и новую работу планировали вписать в часть ансамбля, состоящего из персонажей Священного писания. Всему замыслу не было суждено осуществиться: изменилась и политическая жизнь (Флоренция изгнала Медичи), и биография мастера, которому на тот момент исполнилось 26 лет. Но статуя Давида увидела свет и стала символом республиканской свободы и защиты отечества от власти тиранов.
Глыбу каррарского мрамора Микеланджело получил уже подпорченной насечками и сколами. То есть форму будущего изваяния пришлось выбирать так, чтобы нивелировать дефекты. Без помощников он трудился порядка двух лет – всё держалось в строжайшей тайне (даже место оградили деревянным забором). Готовую скульптуру высотой 5 м установили на площади Синьории, однако в 1873 году для защиты от воздействия осадков и ветра перенесли в помещение Академии изящных искусств.
Образ библейского царя вдохновлял мастеров и ранее, правда они изображали его победителем, к чьим ногам уже пала голова Голиафа. Художественное новшество Микеланджело в том, что он впервые запечатлел героя в динамическом моменте перед решающей битвой: сосредоточенный уверенный взгляд, твёрдо сжатые губы, напряжённые мышцы, совершенное тело – символ мощи, смелости, готовности к действию и, конечно, эталон красоты и силы. Едва ли в мире найдётся статуя, которая может сравниться с «Давидом» по количеству слепков и копий. Одна из них находится в Москве в Итальянском дворике Пушкинского музея.
Фото: 123rf.com/@marcocesarano