«Здесь был Микеланджело Буонаротти флорентинец»
-
15.01.24
Заказ французского кардинала на создание композиции «Оплакивание Христа», или «Ватиканская Пьета», начинающий скульптор получил благодаря влиятельному покровителю. Согласно договору, на всё отводился год – он трудился в два раза дольше. И не зря. Получился шедевр с точки зрения искусства и по силе эмоционального воплощения: это скорбный образ Девы Марии, оплакивающей снятого с креста сына («пьета» в переводе с итальянского «сострадание», «жалость», «сочувствие»). После её установки в ватиканском Соборе Святого Петра зодчий иногда заходил туда и однажды услышал разговор, где автором творения ошибочно называли кого-то другого. Тогда ближайшей ночью он красиво высек на фрагменте платья фразу: «Микеланджело Буонаротти флорентинец исполнил». Так работа стала единственной, которую 24-летний мастер подписал своим именем.
Сегодня «Пьета» надёжно защищена от посетителей специальным стеклом. Дело в том, что 50 лет назад один австралийский геолог нанёс ей множественные удары. Оцепеневшие от ужаса прихожане даже не сразу поняли, что происходит, и слишком поздно схватили безумца. На суде тот постоянно повторял, что сделал это по указанию Бога и самого мастера: якобы ему велели уничтожить статую – олицетворение ложных добродетелей Церкви. Выбранный им инструмент (скальный молоток!) и впрямь говорил о том, что преступник был хорошо знаком с историей создания легендарного произведения. Ведь оно высечено из цельного куска каррарского мрамора.
Микеланджело создавал работу не путём лепки, то есть прибавления, а наоборот, удаления, обнажения материала. Потому что верил, что скульптура уже живёт в мраморе, её нужно лишь извлечь оттуда.
Фото: 123rf.com