Дымковская игрушка
-
9.01.23
Появление народного промысла связано с языческим праздником под названием Свистунья-свистопляска – его, в свою очередь, отмечали в память о столкновении двух дружин, Вятской и Устюжской (каждая думала, что сражается с внешним врагом, Золотой Ордой, а оказалось, это свои). Примирение отмечали песнями, плясками и… свистом, отпугивая тем самым злых духов, которые, как думали жители, попутали наших воинов.
Первые свистульки начали выпускать в гончарной слободе Дымково Вятского края – целыми семьями, передавая навыки по наследству, в основном, по женской линии. Такая домашняя традиция настолько всем полюбилась, что вскоре делать фигурки стали постоянно, не приурочивая их к каким-либо событиям.
Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде животных – коней, уточек, барашков, потом появились знаменитые барыни, затем мужские фигурки и, как следствие, сюжеты из бытовой жизни. В прошлом красную местную глину заготавливали летом – копали, месили с добавлением мелкого речного песка, сушили, обжигали и покрывали белилами (смесью мела с молоком). Красками на основе яиц и кваса наносили простой орнамент (круги, ромбы, точки, зигзаги, клетки, полоски). До сих пор дымковская игрушка – ручное трудоёмкое производство, где всё упорядочено до мелочей. И хотя материалы для работы одинаковы, у каждого автора свой почерк. Контрастность и чёткостью цветовых границ создаёт впечатление детской росписи, что только ещё больше придаёт фигуркам неподражаемое очарование и колорит.
Фото: 123rf.com/@ironstuff