История картины «Девятый вал»
-
7.10.24
Иван Айвазовский жил около моря в Феодосии и неоднократно слышал предание матросов, что во время бури на фоне грозных волн есть одна, которая выделяется своей разрушительной мощью – девятая по счёту – затем всё начинает успокаиваться. К слову, мастеру не исполнилось и тридцати, когда он сам попал в шторм в Бискайском заливе: даже в европейских газетах напечатали сообщение о гибели судна. Позже Айвазовский написал немало картин, где главная тема – море как безудержная сила, неповторимость и бесконечность.
Свои полотна художник создавал по памяти, объясняя так: «Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Сюжет слагается у меня в голове, как сюжет стихотворения у поэта». «Девятый вал» мечтал купить Третьяков для своей галереи, однако, инициативу перехватил император Николай I (после Эрмитажа работу передали в создававшийся тогда Русский музей, там она находится и сейчас).
Прославленный шедевр редко, но выставляется в других странах. Самая дальняя поездка была в Японию. По случаю очередной годовщины основания Токийского музея изобразительных искусств Фудзи, в 2003 году администрация провела опрос среди посетителей: какая картина за всё время существования экспозиции запомнилась особенно? Жители Страны восходящего солнца ответили однозначно: «Девятый вал» Айвазовского. Наверное, потому что в иносказательном плане для всех нас она имеет символическое значение – вселяет веру в победу человека и триумф жизни.
Фото: rusmuseumvrm.ru