Москва 90,8 FM
-
История эфира:
Вся история
0+

«Здесь был Микеланджело Буонаротти флорентинец»

  • Иконка даты публикации

    15.01.24

«Здесь был Микеланджело Буонаротти флорентинец»

Заказ французского кардинала на создание композиции «Оплакивание Христа», или «Ватиканская Пьета», начинающий скульптор получил благодаря влиятельному покровителю. Согласно договору, на всё отводился год – он трудился в два раза дольше. И не зря. Получился шедевр с точки зрения искусства и по силе эмоционального воплощения: это скорбный образ Девы Марии, оплакивающей снятого с креста сына («пьета» в переводе с итальянского «сострадание», «жалость», «сочувствие»). После её установки в ватиканском Соборе Святого Петра зодчий иногда заходил туда и однажды услышал разговор, где автором творения ошибочно называли кого-то другого. Тогда ближайшей ночью он красиво высек на фрагменте платья фразу: «Микеланджело Буонаротти флорентинец исполнил». Так работа стала единственной, которую 24-летний мастер подписал своим именем.

Сегодня «Пьета» надёжно защищена от посетителей специальным стеклом. Дело в том, что 50 лет назад один австралийский геолог нанёс ей множественные удары. Оцепеневшие от ужаса прихожане даже не сразу поняли, что происходит, и слишком поздно схватили безумца. На суде тот постоянно повторял, что сделал это по указанию Бога и самого мастера: якобы ему велели уничтожить статую – олицетворение ложных добродетелей Церкви. Выбранный им инструмент (скальный молоток!) и впрямь говорил о том, что преступник был хорошо знаком с историей создания легендарного произведения. Ведь оно высечено из цельного куска каррарского мрамора.

Микеланджело создавал работу не путём лепки, то есть прибавления, а наоборот, удаления, обнажения материала. Потому что верил, что скульптура уже живёт в мраморе, её нужно лишь извлечь оттуда.

Фото: 123rf.com

statproject